Уполномоченный по правам человека
в Орловской области
г. Орёл,  Максима Горького, 45, 3 этаж
Подать жалобу
Записаться на прием
8 (4862) 43-19-60
8 (4862) 43-15-23
8 (4862) 43-29-82
 
ПРИЕМ ГРАЖДАН
порядок, дни, расписание приема
 
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
порядок рассмотрения, ответы
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
 
 

Заседание Экспертно-консультативного совета (22 марта 2013)

20 марта 2013 года в читальном зале библиотеки им. И.А. Бунина под председательством Уполномоченного по правам человека в Орловской области А. Лабейкина состоялось заседание Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области и расширенного Совета Ассоциации общественных объединений «Общественная палата Орловской области».

На заседании был презентован Доклад Уполномоченного по правам человека в Орловской области за 2012 год.

Совместное расширенное заседание Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека и Совета общественной палаты проходило в год 65-летия Всеобщей Декларации прав человека, 5-летия института Уполномоченного в нашей области.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека — документ, который воплотил в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации, на планетарном уровне, получил признание принцип «суверенитета человеческой личности», основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку, вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола, или имущественного положения.

Глубоко закономерно, что это выдающееся, без преувеличения, событие произошло вскоре после завершения Второй мировой войны, отмеченной беспрецедентными нарушениями прав десятков, если не сотен миллионов людей.

Обсуждение проекта Всеобщей декларации шло, как известно, очень непросто. Ведь Объединенные Нации были далеко не едины в своем понимании мира, имели разные исторические и культурные традиции, государственное устройство, идеологию и уровень развития. Даже сама идея международной регламентации правового положения собственных граждан была в диковинку многим членам ООН. Некоторые из них и вовсе воспринимали ее как опасную ересь, как покушение на свое «священное» право творить у себя дома любые античеловеческие деяния за ширмой произвольно трактуемого национального суверенитета. Принятие в таких условиях Всеобщей декларации можно по достоинству отнести к числу величайших завоеваний человеческой цивилизации в XX веке.

Сегодня, столкнувшись с проблемами и вызовами нового века, можно с уверенностью констатировать, что гуманистические принципы, положенные в основу Всеобщей декларации прав человека, ничуть не утратили своей актуальности. Несмотря на то, что этот документ не имеет обязательной юридической силы, огромное большинство государств воспринимает его дух и букву как своего рода моральный императив, к которому надо стремиться. Не случайно поэтому, что на ЕЕ основе подписаны многие международные договоры и конвенции, созданы универсальные механизмы защиты прав человека.

Историческая миссия Всеобщей декларации состоит в том, чтобы объединить различные народы, страны и культуры общим пониманием извечных человеческих ценностей. Как нетрудно заметить, эта миссия еще очень далека от выполнения. Проблемы соблюдения прав человека по-прежнему нередко разделяют государства, становятся объектом острой полемики и политической борьбы между ними, особенно это проявлялось в 2012 году. Ясно, впрочем, что общее не всегда значит одинаковое, баланс между понятиями найти не просто, и к этой цели ведет немало дорог, скорость и правила движения по которым могут быть обусловлены историческими и культурными особенностями конкретного народа, страны или континента. В этом смысле вектор движения порой не менее важен, чем своего рода «моментальный снимок» правозащитной ситуации в том или ином месте.

Вполне очевидно также и то, что в перспективе понятие «права и свободы человека» должно быть освобождено от политических нюансов. Все люди имеют равные права и свободы вне зависимости от своих политических взглядов. Именно поэтому борьба за права человека не должна быть борьбой против той или иной действующей власти. Напротив, это всегда борьба за укрепление демократического правопорядка.

Понимание этой фундаментальной истины зачастую дается нелегко. В этой ситуации, и государству, и гражданскому обществу требуются терпение, мудрость и мужество. Выход в том, чтобы строго и повсеместно, без скидок на политическую конъюнктуру исполнять Конституцию Российской Федерации, провозгласившую права и свободы человека высшей ценностью нашего государства, а их защиту — его первейшей обязанностью.

Исключительно большое значение для деятельности института региональных уполномоченных имела августовская встреча с нами Президента России В.В. Путина.

Открывая её, В.В. Путин назвал их своими прямыми союзниками, заявил что «государство многое делает для обеспечения законных прав и интересов граждан». «Далеко не всегда у нас получается то, что мы хотим видеть как результат нашей работы — сказал он много бюрократии, много формального отношения к людям»

По словам Президента, институт уполномоченных по правам человека является «личностным» и основан на авторитете человека, занимающего этот пост, а основным инструментом обеспечения работы омбудсмена является публичность.

Именно исходя из этих посылов сегодня предоставляется ежегодный Доклад Уполномоченного по правам человека в Орловской области, который подготовлен в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Орловской области «Об Уполномоченном по правам человека в Орловской области» в нем прежде всего, дана статистика и социология обращений граждан. Так, в истекшем году к Уполномоченному поступило более 1600 обращений, из них около 700 человек было принято на личном приеме. Порядка 100 обращений поступило на электронный почтовый ящик и «прямую телефонную линию». Анализ обращений граждан к Уполномоченному позволяет выявить наиболее острые и нерешенные проблемы, требующие особого внимания. По-прежнему наиболее актуальными остаются вопросы реализации жилищных прав граждан, социальных, трудовых, жалобы на правоохранительные органы, несогласие с судебными решениями.

Также поступали обращения, связанные с нарушениями имущественных прав, получением гражданства и паспортизацией, нарушениями прав граждан на благоприятную окружающую среду, неудовлетворительное транспортное обеспечение и состояние дорог.

Как и в предыдущие годы, к Уполномоченному обращались руководители общественных и правозащитных организаций, участники, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, дети-сироты, предприниматели, педагогические коллективы, иностранные граждане.

Уполномоченный и специалисты аппарата оказывали поддержку обратившимся — предоставляли необходимые правовые разъяснения, консультации, предлагали различные пути решения возникших проблем. Все без исключения обращения, относящиеся к компетенции Уполномоченного, рассматривались в максимально короткие сроки.

В прошлом году мы провели 3 экспертно-консультативных совета при Уполномоченном по вопросам обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Орловской области. Один из них был посвящен состоянию и мерам по улучшению медицинского обслуживания лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях УФСИН России по Орловской области и изоляторах временного содержания УМВД. Нарушение требований законодательства об охране здоровья и медико-санитарном обеспечении в исправительных учреждениях до сих пор является одним из самых распространенных. Мы отметили , что в настоящее время УФСИН и УМВД по Орловской области принимают меры по улучшению медико-санитарного обслуживания и условий содержания: уменьшилась смертность, общее количество зарегистрированных социально-значимых заболеваний также снизилось. Большую работу в этом направлении проделала общественно-наблюдательная комиссия во главе с Т.В. Жаворонковой. Совет рекомендовал законодательно закрепить меры поощрения к осужденным, проявляющим добросовестное отношение к своему здоровью, ввести в уголовно-исполнительное законодательство нормы, поощряющие осужденных к излечению от социально-значимых заболеваний, закрепляющие обязательность медико-психологических мероприятий как одного из средств формирования правопослушного поведения, рекомендовано в дальнейшем продолжить работу по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

В декабре 2012 года мы провели Экспертный совет по вопросам соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения Орловской области. По итогам проведения мониторинга было отмечено, что Управлением социальной защиты населения принимаются меры по улучшению качества социального обслуживания и условий проживания в стационарных учреждениях. Учреждения соответствуют санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, требованиям техники безопасности и располагают всеми основными видами коммунального благоустройства для проживания престарелых и инвалидов. Наряду с положительными сторонами были отмечены недостатки, в числе которых: нуждаемость учреждений в капитальном, текущем или косметическом ремонте зданий и помещений, перенаселенность, нехватка медицинского персонала, оборудования.

Вопросы надзора за исполнением Федерального законодательства, прав и свобод человека и гражданина в Орловской области были широко освещены на заседании Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном в мае 2012 года.

Подобная работа по эффективному взаимодействию с различными государственными, общественными структурами позволила Уполномоченному по правам человека в Орловской области более эффективно реализовать свое право на восстановление нарушенных прав граждан региона.

Исключительное место в аспектах защиты прав свобод человека занимают правоохранительные органы и суд. Сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, нередко с риском для жизни делают многое по защите прав и свобод человека, обеспечению личной безопасности граждан. Именно органы правопорядка и суды должны свою работу строить на основе защиты прав людей. Согласно ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым беспристрастным судом, созданным на основе закона».

Вместе с тем, используемые данными органами средства и методы работы зачастую неадекватны реальным потребностям защиты прав человека, а в ряде случаев не соответствуют нормативно-правовым документам, регламентирующим их деятельность. Нередки случаи, когда сотрудники правоохранительных органов сами причиняют гражданину вред. Приведу один пример: Уполномоченный по правам человека в Орловской области несколько раз в этой связи в письменной форме обращался к прокурору Орловской области лично. Прокуратурой области дело было изъято из следственного управления УМВД и направлено для дальнейшего расследования в следственное Управление следственного комитета РФ по Орловской области. Уже в новом 2013 году в аппарат Уполномоченного по правам человека со слезами на глазами на глазах и с дрожью в голосе пришел К. с Постановлением о прекращении уголовного дела в отношении его, датированным 26 декабря 2012 года. Справедливость восторжествовала, но когда! И какой ценой для К? Более трех лет К. находился под следствием.

На этом примере видно, что наши суды оказывают огромное влияние на умонастроение в обществе — решениями, правовыми позициями, отношением к людям. Каждое слово, решенное в полном соответствии с требованиями права и справедливости, укрепляет авторитет судов, делает наше общество более устойчивым, более эффективным. Справедливо и обратное — всякое решение, в котором сограждане видят проявление необъективности, наносит по судебной системе тяжелейший удар. Причем сразу по всем судам — от Конституционного до мирового.

Особое внимание в докладе уделено соблюдению прав граждан в учреждениях исполнения наказаний и местах принудительного содержания.

Мы отмечаем что, анализ состояния законности и соблюдения прав человека в местах изоляции от общества свидетельствует как о некоторых положительных результатах работы по улучшению условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, так и имеющихся проблемах. В работе уголовно-исполнительной системы в течение последних трех-четырех лет наблюдаются прогрессивные изменения. Отмечается, как я уже говорил, тенденция улучшения медицинского обслуживания, условий материально-бытового обеспечения спецконтингента. Просматривается благоприятная картина по охваченности общим обучением осужденных.

Уполномоченный придавал особое значение реализации права на квалифицированную юридическую помощь. В нашем регионе эту работу осуществляет адвокатская палата Орловской области. Количество адвокатов, внесенных в нашего реестра составило 366 человек, осуществляющих адвокатскую деятельность в 56 адвокатских образованиях, в том числе 13 коллегиях, 43 адвокатских кабинетах. На территории г. Орла и Орловской области всем гражданам, обратившимся за квалифицированной юридической помощью к адвокатам Орловской области в 2012 году, такая помощь была оказана.

На особом контроле у Уполномоченного находится бесплатная квалифицированная юридическая помощь малоимущим и социально незащищенным категориям граждан. Во многих случаях нуждающиеся в квалифицированной юридической помощи малоимущие граждане приходят, прежде всего, к Уполномоченному по правам человека, где первоначально в отдельных случаях, во взаимодействии с адвокатами адвокатской палаты и сотрудниками аппарата Уполномоченного, она и осуществляется в необходимом объеме и качестве.

В практической работе и, соответственно, в докладе мы уделяем особое внимание соблюдению трудовых прав граждан. В этих целях Уполномоченный тесно сотрудничал с Управлением труда и занятости Орловской области. Также в истекшем году было перезаключено Соглашение между Уполномоченным по правам человека и Государственной инспекцией труда в Орловской области. Предметом Соглашения стало взаимодействие сторон по обеспечению гарантий государственной защиты трудовых прав граждан, совершенствованию трудового законодательства, организации правового просвещения и правовой помощи по вопросам трудового права, использования имеющихся у сторон информационных, правовых и организационных ресурсов в реализации совместных мероприятий. В докладе дается подробная статистика по этой проблеме.

Соблюдение прав граждан в сфере здравоохранения и социальной защиты населения занимало одно из важных мест в работе Уполномоченного. В рамках мероприятий модернизации здравоохранения Уполномоченным рассматривались вопросы доступности и качества, как первичной медико-санитарной так и высокотехнологичной медицинской помощи, лекарственного обеспечения, в том числе вопросы лекарственного обеспечения больных со сложными нозологиями.

Очевидно, что для успешного решения многочисленных и многоуровневых задач требуется координация усилий различных ведомств: социальной защиты населения, образования, здравоохранения, труда и занятости, институтов гражданского общества. Необходимо изменять отношение общества и, в частности, молодежи к проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов. В этой связи полагаем целесообразным развивать волонтерское движение молодежи в поддержку пожилых людей и инвалидов, шире привлекать средства массовой информации для формирования устойчивого позитивного общественного мнения по отношению к социальным проблемам старшего поколения и инвалидов.

По-прежнему проблемы реализации жилищных прав граждан остаются наиболее острыми. Значительное количество обращений граждан по вопросам защиты жилищных прав, поступивших в адрес Уполномоченного в 2012 году, свидетельствует о наличии проблем с обеспечением указанного конституционного права. К Уполномоченному поступали жалобы на непредоставление жилых помещений по договорам социального найма различным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, некачественный ремонт и неудовлетворительное содержание имущества многоквартирных жилых домов, неудовлетворительное обеспечение жилищно-коммунальными услугами, выставление гражданам управляющими компаниями завышенных платежей за коммунальные услуги, рассчитываемых с учетом показаний общедомовых приборов учета.

Необходимо отметить, что органами государственной власти области делается немало для создания надлежащих условий осуществления конституционного права граждан на жилище. В целях увеличения объемов ввода жилья, обеспечения населения Орловской области доступным и комфортным жильем утверждена согласованная и одобренная Минрегионом России долгосрочная областная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области «Жилище» до 2015 года«.

Качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению Орловской области, все еще находится на недостаточном уровне, что вызывает обоснованные обращения и жалобы граждан на действия или бездействия организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. По этой проблеме, как вы знаете, очень резко высказывается Президент России В.В. Путин.

За прошедший период 2012 года к Уполномоченному поступали обращения граждан по вопросам перебоев в горячем и холодном водоснабжении, протечек кровель, неудовлетворительного состояния инженерных систем, подъездов и фасадов домов и т.д. По этим и другим вопросам Уполномоченный обращался в Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области, Управление Роспотребнадзора, Администрацию г. Орла, ЗАО ЖРЭУ, «Орловская теплосетевая компания», ООО «Орелтеплогаз», «Интер РАО-Орелэнергосбыт», ЗАО «Первая городская управляющая компания» и др., которыми проведена большая работа и они правильно реагировали на наши просьбы.

За последнее время в связи с активизацией миграционных процессов, реализацией задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, Посланием Президента Федеральному Собранию Российской Федерации Уполномоченный во взаимодействии с Управлением Федеральной миграционной службы по Орловской области более активно занимался вопросами защиты прав граждан в сфере миграционных отношений.

Минувший год показал, что уровень правовых знаний населения области остается недостаточным. Практически половина выявленных случаев нарушения прав и законных интересов связана с незнанием гражданами действующего законодательства, а как следствие — механизмов реализации и защиты своих прав. В связи с чем правовое просвещение, как важнейший инструмент профилактики нарушений конституционных прав и свобод граждан, формирования гражданского общества, правового сознания, остается на сегодняшний день одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного. И мы благодарны всем тем, кто занимается этой проблемой. Это и ВУЗы, библиотека им. Бунина, областной институт усовершенствования учителей и другие структуры.

В первые за 5 лет в истекшем году мы плотно занимались проблемами прав граждан, имеющих психические заболевания. Здесь много тонкостей, нам удалось разобраться в них и добиться строгого соблюдения Российского Законодательства в этой сфере.

Одним словом, уважаемые коллеги, мы представляем власти , структурам гражданского общества, наш доклад с тем, чтобы осветить основные направления нашей работы, обозначить проблемы и пути их решения.

Назад