|
Заседание Экспертно-консультативного совета (18 октября 2017)Главная > Экспертно-консультативный совет > Заседание Экспертно-консультативного совета (18 октября 2017)
18 октября 2017 года в Фундаментальной библиотеке Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева состоялось заседание Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области по теме: «Защита прав человека на благоприятную окружающую среду». С докладами на нём выступили — Уполномоченный по правам человека в Орловской области Александр Лабейкин и начальник Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области Иван Иванов. В обсуждении проблемы приняли участие — заместитель Председателя Правительства Орловской области по агропромышленному комплексу, председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии Орловского областного Совета народных депутатов, представители Управления Росприроднадзора по Орловской области, Управления Роспотребнадзора по Орловской области, Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, межрайонной природоохранной прокуратуры Орловской области, Национального парк «Орловское полесье», компании ЗАО «Экосити», а также представители научного сообщества Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева и Орловского государственного аграрного университета им. Н.В. Парахина.
Доклад на расширенном заседании Экспертно-консультативного Совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области по теме: «Защита прав человека на благоприятную окружающую среду», 18 октября 2017 года. Уважаемые коллеги! Как известно, на заседании Госсовета Российской Федерации в конце прошлого года Президент России Владимир Владимирович Путин дал старт Году экологии. Основными его задачами стали: совершенствование нормативно-правовых основ в этой сфере; улучшение экологических показателей; формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан, развитие системы заповедников. Важным аспектом является нормотворческая деятельность. Изменения уже затронули водный, лесной, земельный кодексы России и многие федеральные законы, регламентирующие эту сферу. Причём, наблюдается существенное ужесточение правовых норм, регулирующих деятельность государственных и коммерческих структур в части их влияния на состояние окружающей среды. С 1 января текущего года начали действовать поправки, внесенные в Федеральный закон «Об отходах» в части регулирования процесса выброса и сброса отходов в атмосферу и в водные объекты. Закон направлен на стимулирование предприятий в использовании наилучших технологий, доступных на сегодняшний день. Как Вы знаете, в этом году уже было проведено значительное число всероссийских и региональных мероприятий, утверждены и проводятся конкурсы по различным направлениям природоохранной деятельности. В июне текущего года состоялось заседание Совета при полномочном представителе Президента в Центральном федеральном округе на эту тему. Открывая его, полномочный представитель Президента в ЦФО Александр Беглов сказал, что на территории округа находится 35 тысяч объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Остаются нерешёнными немало экологических проблем, связанных с загрязнением водоёмов, утилизацией тех же бытовых отходов, охраной лесов, водоочисткой, особенно в сельской местности. Он отметил, что на общероссийском уровне экологические показатели у нас неплохие, назвал Орловскую область одной из наиболее экологически благополучных в ЦФО. Выступая на Совете наш губернатор заявил, что в регионе был организован целый ряд важных для защиты окружающей среды мероприятий. Работа ведётся по трём основным проектам: «Чистая страна», «Вода России», «Дикая природа». Все они успешно реализуются. Так, еще в июне 2015 года была разработана и принята концепция по обращению с отходами производства и потребления на период до 2020 года, запланировано переиздание Красной книги Орловской области. В настоящее время в регионе организовано и функционирует 46 особо охраняемых природных территорий. В их число входит и национальный парк «Орловское Полесье». Губернатор затронул и другую проблему — о перераспределении полномочий в вопросах экологии между центром и субъектами. Это могло бы, по его мнению, ускорить решение многих насущных вопросов. Защита прав человека на благоприятную окружающую среду была обсуждена и на состоявшемся в конце июля в г. Владимире Координационном Совете всех российских Уполномоченных. Именно поэтому, уважаемые коллеги, нам чрезвычайно важно сегодня обсудить экологическую ситуацию в нашем регионе. Позвольте на некоторых проблемах остановиться подробнее. Итак, первое — это Право людей на благоприятные условия проживания, прежде всего нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. К Уполномоченному ежегодно поступают жалобы на нарушение спокойствия жителей, прежде всего, многоквартирных домов — это и шумные ночные вечеринки, и ремонт в вечернее время, жалобы на неисправные автомобильные сигнализации, и любителей послушать громкую музыку. Есть обращения на соседей, содержащих собак. Это относится и к бродячим животным, которые зачастую нападают на прохожих. Несанкционированные парковки также вызывают раздражение и недовольство людей. Все эти вопросы мы решаем совместно с полицией, однако, по всей видимости, административная ответственность подобных девиантных граждан не пугает. Поэтому, отрадно, что наши региональные законодатели последовательно ужесточают ответственность за всё это. Второе — Это — Проблема утилизации отходов. Сюда следует отнести: — несанкционированные свалки, отсутствие контейнеров для сбора мусора, переполнение мусорных полигонов, отсутствие эффективных систем взаимодействия властей и контроля, безопасная утилизация отходов. Еще в 2013 году в мой адрес поступило коллективное обращение жителей Большекуликовского сельского поселения: д. Сеножать, д. Черемисино, д. Малое Рябцево, д. Ермолаево о готовящемся к размещению в тех краях полигона ТБО, на котором планировалось размещать отходы (в том числе и токсичные) из других регионов ЦФО, что могло, безусловно, нарушить их право на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. После нашего вмешательства и широкого общественного резонанса вопрос о размещении полигона удалось снять. Только в прошлом году на территории области выявлено более 100 несанкционированных свалок на общей площади 3,1 гектара. Все они ликвидированы. Наибольшее их количество выявлено на территории населенных пунктов, 32— в водоохранных зонах. Выявлены и ликвидированы свалки в лесопарке «Лужки», в бывшем щебеночном карьере у р. Рыбница, в водоохранной зоне реки Неручь Залегощенского района, в жилом секторе Заводского и Железнодорожного районов г. Орла, в сельских поселениях Орловского, Глазуновского, Сосковского районов. Судами запрещена эксплуатация муниципальных свалок Должанского, Урицкого, Болховского, Свердловского районов, прекращено захоронение отходов на свалках Троснянского, Дмитровского, Хотынецкого, Ливенского районов области. На сегодняшний день на территории нашего региона эксплуатируются 15 санкционированных полигонов и свалок твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию в 60-70-х годах, только 2 из которых имеют разрешительные документы. Да и в Орле, так называемый «полигон», не вошёл в государственный реестр объектов размещения отходов и не может эксплуатироваться на законных основаниях. С точки зрения действующего законодательства он является несанкционированной свалкой, переполнен и доведён до критического состояния, что отражено в решении суда. Мы надеемся, что принятая правительством области программа будет реализована и многие вопросы по ТБО будут сняты. Третье — это Загрязнение атмосферного воздуха выбросами. Основные источники загрязнения атмосферы, как вы понимаете: автотранспорт, предприятия теплоэнергетики, стойиндустрии, машиностроения. В наибольшей степени у нас воздух загрязнен диоксидом азота, взвешенными веществами, фенолом. Основные стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха области, по информации Роспотребнадзора, расположены в г. Орле, Мценске, Ливнах и п. Долгое. Пробы, не отвечающие гигиеническим нормативам, выявлены на территории Урицкого района (жалобы населения на работу хлебоприёмного предприятия). Уже в течении нескольких лет Уполномоченный занимается проблемой микрорайона «Спасский» во Мценске, где при попустительстве местных властей предприниматель устроил стоянку и дорогу для большегрузных автомобилей. Какая там экология! Хотя это жилой частный сектор. Сейчас идут судебные разбирательства и мы в них участвуем. Думаю, доведем дело до логического конца. Главная проблема в этих вопросах — это нежелание предприятий и других хозяйствующих субъектов, имеющих источники выбросов, проводить мероприятия для снижения загрязнения атмосферного воздуха. В целях исполнения решения суда Орловский завод растительных масел, к примеру, установил дополнительное газоочистное оборудование с эффективностью очистки около 90%. Однако, мы все с Вами живем в городе, и можем сами ощутить эффективность в кавычках этой очистки. Сейчас принимаются дополнительные меры заводом, и мы надеемся, что избавимся от этого запаха раз и навсегда. Четвертое, на чем я хотел бы остановиться это — Загрязнение водных объектов и несоответствие качества питьевой воды: Причина здесь — сбросы сточных вод жилищно-коммунальными, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями с территорий населенных пунктов и сельхозугодий. Степень загрязнения поверхностных вод области в 2016 оценивалась как «очень загрязненная», в 2017 улучшилась до «загрязненной». Реки Ока и Сосна — очень загрязненные, Нугрь, Орлик, Нерусса — загрязненные. Показатель неудовлетворительного качества воды подземных источников по санитарно-химическим показателям превышает среднеобластной уровень в Болховском, Знаменском, Малоархангельском, Орловском, Свердловском, Урицком и Хотынецком районах. Причины — это факторы природного характера (повышенное содержание соединений железа, марганца, солей жесткости), антропогенное загрязнение подземных вод, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников. И Уполномоченный в практике своей работы часто сталкивается с этим. Еще в 2014 году мы отмечали случай с загрязнением питьевой воды нефтепродуктами в д. Ивановское Орловского района, допущенного подразделением ООО «Резерв» при эксплуатации автозаправочной станции. К счастью, после нашего вмешательства указанное нарушение было устранено, и право жителей д. Ивановское на благоприятную окружающую среду было восстановлено. О загрязнении реки Любовша в Краснозоренском районе, так называемой «кровавой реке». Проведенной после многочисленных жалоб и публикаций в СМИ проверкой было установлено, что на земельный участок, прилегающий к спиртзаводу, а также акваторию реки Любовша вывозятся и сливаются отходы от производства фармацевтической субстанции. Река становится кроваво-красного цвета. Спирт, содержащийся в отходах, вытесняет из воды кислород, от чего гибнет рыба. Сливают отходы и на поля — в результате загрязняются водоносные слои, а местные жители бояться пить мутную жижу из собственных колодцев. Сумма штрафов за сброс отходов настолько смехотворна, что спиртзавод попросту платит и продолжает травить речку. Надеемся эта ситуация решится также, как в свое время со спиртзаводом вс. Моховом Покровского района, деятельность которого по решению суда была прекращена за подобные вещи. Фабрика мяса птицы «Орловской нивы» также была замечена в сбросе загрязненных вод в ручей Хмелёвка Урицкого района из-за устаревших очистных сооружений. Река Лисица Мценского района также пострадала в результате сброса в августе текущего года сточных вод с полей Ортрадинского сахарного завода и навозных стоков АО «Агрофирма Мценская», содержащих загрязняющие вещества. И таких примеров за последние 2-3 года можно набрать достаточно. Пятое — это — загрязнение почвы в результате деятельности промышленных предприятий и производства сельскохозяйственной продукции: Одно из направлений — это бесконтрольное внесение удобрений, пестицидов и ядохимикатов, отсутствие какого-либо лабораторного контроля за качественным состоянием земель, используемых в сельхозпроизводстве. Это ведет не только к деградации и снижению плодородия почв, но и к накоплению вредных веществ в продуктах питания, что отрицательно отражается на здоровье потребителей. Есть и прямое загрязнение на уже упомянутом полигоне по ул. Итальянской незаконно размещено более 24 тысяч тонн композиции известково-гипсовой, производства АО «Евраз Ванадий Тула», которая содержит вещества второго класса опасности. Еще в апреле текущего года суд Орловского района обязал вывести их, однако, никаких действий к исполнению решения суда не предпринимается и по настоящее время. В 2016 год к Уполномоченному обратились дачники по факту проведения работ, связанных со снятием плодородного слоя почвы и размещения отходов на земельном участке, расположенном в районе особо охраняемой природной территории — балки Непрец в Орловском районе. После совместных усилий Уполномоченного, природоохранной прокуратуры, Россельхознадзора, удалось пресечь незаконные действия «Керама Марацци» в этой части и через суд заставить их возмещать причиненный природе ущерб. Вызывают тревогу и биологические отходы, от состояния законности при обращении с которыми напрямую зависит эпизоотическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе. Используемые бывшими колхозами для захоронения трупов животных скотомогильники в настоящее время не отвечают требованиям к их обустройству и содержанию. Только недавно были проведены работы по ограждению, обустройству и обозначению предупреждающими знаками сибиреязвенных скотомогильников в Болховском, Залегощенском, Должанском районах области. И наконец шестое — удручающая ситуация с лесным фондом. Еще в 2015 году в центре событий оказалась экологическая ситуация в национальном парке «Орловское Полесье», где имело место вырубка деревьев. Ситуация вызвала широкий общественный резонанс. Вопрос о сплошных вырубках леса здесь, поднятый активистами регионального отделения Общероссийского Народного Фронта ещё тогда, до сих пор остаётся открытым. Существующие в регионе проекты лесоустройства на участки лесного фонда выполнены более 15 лет назад, при этом предусмотренные в них мероприятия рассчитаны на 10 летний срок исполнения. Лесоустройство лесов бывших сельхозформирований не проводилось вообще. Отсутствие зарегистрированного права собственности Орловской области на лесные участки исключило определение перечня лесных участков, относящихся к муниципальной собственности, а также разработку нормативно-правовых актов, регламентирующих производство рубок в данных лесах, что не позволяет дать правовую оценку незаконности рубок. На территории области организованы 25 особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения. Однако, в государственном информационном ресурсе отсутствует информация о них. Границы памятников природы не уточнены, паспорта на них не оформлены, меры по инвентаризации территорий, передаче памятников природы под охрану с оформлением охранного обязательства не приняты. Это только некоторые факты, которые я привёл их можно было бы продолжать. И в выступлениях, коллеги, думаю, Вы их продолжете. Таким образом, в итоге можно сделать выводы, что основными причинами нарушения прав на благоприятную окружающую среду являются: Первое — слабая работа надзирающих и контролирующих органов. Второе — недостаточное финансирование природоохранных мероприятий. Третье — недостаточная ответственность лиц, отвечающих за соблюдение природоохранных требований. Четвертое — низкий уровень экологической культуры. И наконец — слабое применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами. Что нужно бы сделать в ближайшей перспективе? — это вернуться к вопросу о принятии Экологического кодекса РФ; — это выполнить комплекс мероприятий по утилизации отходов; — это усилить контроль за исполнением нормативных правовых актов; — это развить систему экологического контроля, повысить информированность населения; — усилить общественный контроль; — обеспечить гласность и открытость при принятии градостроительных решений; — осуществить целый ряд мер по развитию зелёного и лесного фонда. Всё это, по нашему мнению, могло бы решительно поправить положение дел в этой сфере. Спасибо за внимание!
Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. В рамках полномочий по участию в проведении государственного мониторинга водных объектов Управление производит анализ информации полученной от водопользователей в соответствии с заключенными договорами водопользования и решениями о предоставлении водных объектов в пользование. На территории Орловской области с 2012 года утверждена и реализуется государственная программа «Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области», переутвержденная в 2016 году со сроками реализации 2017-2020 годы. Указанная программа является эффективным и действенным механизмом комплексного и рационального подхода к решению экологических задач и реализации природоохранных мероприятий. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, обеспечивая право граждан на достоверную и доступную информацию о состоянии окружающей среды начиная с 2010 года, Управлением обеспечивается ежегодная подготовка и публикация доклада об экологической ситуации в Орловской области.
К заседанию экспертно-консультативного совета при уполномоченном по правам человека в Орловской области по теме «Защита прав на благоприятную окружающую среду». 18 октября 2017г. Управление Росприроднадзора по Орловской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы на территории Орловской области. Основными направлениями деятельности Управления является надзор за соблюдением требований водного, земельного, лесного законодательства; федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», а также осуществление государственной экологической экспертизы, экологического нормирования, разрешительной деятельности, регулирования обращения с отходами, администрирования доходов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Главной задачей Управления Росприроднадзора является улучшение экологической ситуации на территории Орловской области и достигается это проведением надзорных мероприятий, по результатам которых выдаются обязательные для исполнения представления и предписания по устранению выявленных нарушений. За 9 месяцев т.г. государственными инспекторами Управления проведено 109 проверок, проведено 26 рейдовых мероприятий, 35 административных расследований, выявлено 105 нарушений природоохранного законодательства, на устранение которых выдано 68 предписаний. К административной ответственности привлечено 123 юридических и должностных лиц. Сумма взысканных административных штрафов составила 3 млн.708тыс. рублей. Проведение надзорных мероприятий Управления позволяет на конкретных территориях и предприятиях решать вопросы обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду. Так, в текущем году суммарный объем средств, израсходованных предприятиями на выполнение предписаний инспекторов Управления по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду составил 20 млн.98тыс. рублей. Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора показывает, что главными проблемами в Орловской области по-прежнему остаются: Загрязнение поверхностных водных объектов производственными и ливневыми стоками и использование водных объектов для забора воды или сброса сточных вод без разрешительной документации. Реки используются как приёмники загрязнённых сточных вод, с которыми поступают вещества, ухудшающие качественные показатели водных ресурсов. Самыми проблемными, в части неэффективной очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, по-прежнему остаются предприятия жилищно-коммунального сектора и предприятия АПК. Приоритетным направлением в контроле за соблюдением требований водоохранного законодательства является проверка эффективности работы очистных сооружений со сбросом сточных вод в водные объекты; а также предприятий и организаций, осуществляющих сброс сточных вод без очистки. На 1 октября т.г. проведено 29 проверок по водному контролю, сумма взысканных штрафов составила 882, 5 тыс. рублей. По-прежнему острой остаётся проблема в сфере обращения с отходами. В целях реализации полномочий по соблюдению требований федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», Водного кодекса РФ, Земельного Кодекса в текущем году проведены рейдовые мероприятия по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения ТБО в городах Орел, Ливны и на территории районов области: Орловском, Ливенском, Глазуновском, Свердловском, в водоохранных зонах водных объектов области. В ходе мероприятий выявлено 46 несанкционированных навалов мусора в водоохранных зонах и в районах области, общей площадью 0,46 га, ликвидировано 25 свалок, на общей площади 0,25 га. В текущем году Управлением было проведено 8 расчетов вреда, причиненного водным объектам и почвам, как объектам охраны окружающей среды. Предъявленная сумма возмещения вреда составила 483,13 тыс. руб. Одним из важнейших направлений деятельности Росприроднадзора является нормирование в области охраны окружающей среды. Установление нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух является основой государственного регулирования качества атмосферного воздуха как жизненно важного компонента окружающей природной среды. В текущем году Управлением выдано 48 разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ предприятиям, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору. В целях экологического нормирования воздействия на водные объекты Управлением выдано 4 разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. В сфере государственного регулирования обращения с отходами по 39 материалам Управлением выданы документы по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выдано 113 лицензии по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов. Особое место в деятельности Управления, как и любого государственного учреждения, занимает работа с обращениями граждан. Они рассматриваются как важное средство осуществления и охраны прав личности. В общественной приемной Управления Росприроднадзора по Орловской области организуется и ведется работа по рассмотрению обращений граждан, проводится их личный прием, оказывается содействие в разрешении проблем граждан, предоставляется необходимая справочная информация, даются устные и письменные ответы по поступившим обращениям. Деятельность общественной приемной осуществляется в соответствии с Конституцией, законодательством Российской Федерации. Порядок рассмотрения обращений граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан», в том числе соблюдаются требования, предъявляемые к срокам регистрации, рассмотрения обращений; полноте и мотивированности ответов, направляемых гражданам. Для оперативного приема обращений и заявлений граждан и своевременного реагирования по фактам возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на официальном сайте Управления размещена информация «горячий зелёный телефон», который работает круглосуточно. По содержанию обращения охватывают весь спектр деятельности Управления. Основная часть обращений касается вопросов контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, атмосферного воздуха, несанкционированных свалок мусора. Поступают обращения о несанкционированном пользовании недрами, о загрязнении почв сточными водами. За 9 месяцев текущего года в общественную приемную поступило 186 обращений. Все они были рассмотрены в установленные сроки. Так, Управлением в 2016-2017годах неоднократно рассматривались обращения граждан о несоблюдении требований водного законодательства при сбросе сточных вод в ручей Хмелевка и ручей Добрый СП «Фабрика по производству мяса птицы» АО «АПК «Орловская Нива». За допущенные нарушения виновные лица привлекались к административной ответственности, предприятием неоднократно возмещался вред, причиненный водному объекту вследствие нарушения водного законодательства. На устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выдавались представления. В целях исключения загрязнения водных объектов в 2017 году на реконструкцию очистных сооружений АО «АПК «Орловская Нива» затрачено более 19 млн. руб. собственных средств. В заключение несколько слов о задачах Управления: К приоритетным задачам относятся: Обеспечение комплексного государственного контроля и надзора за выполнением требований природоохранного законодательства, в том числе, защищённость природной среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности; Снижение уровня загрязнения почв и земельных ресурсов бытовыми и промышленными отходами; Снижение уровня загрязнения поверхностных вод посредством контроля за соблюдением требований водоохранного законодательства, эффективности работы очистных сооружений со сбросом сточных вод в водные объекты. Обеспечение сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.
Год экологии В преддверии Года экологии президент РФ Владимир Владимирович Путин призвал вывести разговор об экологических проблемах в наступательном и практическом ключе и выводить природоохраную работу на уровень системной ежедневной обязанности государственной власти всех уровней. О том, как проводится эта работа территориальным Управлением Россельхознадзора, мы говорим с заместителем руководителя Львом Лейзеровым. — Задача государства — сохранение уникальной природы России, её водных, лесных и земельных ресурсов. Одним из направлений деятельности нашего ведомства является осуществление государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения. Земли данной категории имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, ведь от обеспечения защиты этого ресурса напрямую зависит продовольственная безопасность страны. — Какие нарушения чаще всего выявляет Россельхознадзор на полях Орловщины? — В этом году нами проконтролировано более 13тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Установлено 226 нарушений на площади 2650 гектаров. В основном это зарастание земельных участков сорняками и кустарниками. Выявлено 2630 га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из которых 1754 га введено в оборот путем исполнения предписаний Управления. Отдельно хотелось бы отметить нарушения, связанные с нанесением вреда почвам как объекту охраны окружающей среды. Всего их было допущено 12, в основном при ремонте и реконструкции трубопроводов. Площадь нарушенных земель составила 6,3 га. Сумма причиненного вреда — около 56 миллионов рублей. По всем нарушениям в суды направлены исковые заявления. На сегодняшний день удовлетворено шесть исков Управления о взыскании вреда почвам путем проведения восстановительных работ на земельных участках, ещё шесть исковых заявлений находятся на рассмотрении. — Что является основным источником заражения плодородных почв? — Источники загрязнения, как и сами вещества-загрязнители, очень разнообразны. Но есть лишь один вид загрязнений, который вносится человеком в почву сознательно — это удобрения и, в первую очередь, пестициды. Неправильное использование химических удобрений оказывает существенный вред почве. Даже минеральные удобрения при неправильном их применении способны наносить экологический ущерб. В случае использования в сельхозпроизводстве пестицидов и агрохимикатов землепользователи обязаны провести предварительное обследование сельхозугодий. Это чётко прописано в СанПиН «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», а также в СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв». Вместе с тем требования указанных документов вступают в противоречие с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», в котором говорится, что землепользователи обязаны оказывать «содействие проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель сельхозназначения», а не проводить их самостоятельно. Указанная норма позволяет землепользователям уклоняться от проведения необходимых обследований почвы. И таких фактов в нашей практике немало. — Чем опасна такая тенденция, и как исправить положение? Бесконтрольное внесение удобрений, пестицидов и агрохимикатов, отсутствие какого-либо лабораторного контроля за качественным состоянием земель, используемых в сельхозпроизводстве, непонимание последствий неграмотного землепользования ведет не только к деградации и снижению плодородия почв, но и к накоплению вредных веществ в продуктах питания. А это уже разговор о здоровье потребителей, нации в целом. На мой взгляд, необходимо внести изменения в ст. 8 Федерального закона в части установления обязанности хозяйствующих субъектов по проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельхозназначения за свой счет. — В Орловской области немало территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Отслеживает ли Россельхознадзор эту ситуацию? — Ежегодно в рамках утвержденного государственного задания Управление Россельхознадзора проводит мониторинг территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. В текущем году в Болховском районе было отобрано свыше 300 почвенных образцов на площади 742 га. По результатам проведенных исследований установлено содержание радионуклидов. Речь идёт о Cs-137. Плотность радиоактивного загрязнения составила от 1,02 до 2,73 Кu/км2. — Это много? — При загрязнении радионуклидами Cs-137 более 1 Kи/км2 территория относится к одной из зон радиоактивного загрязнения. Вместе с тем, полученные данные отражают снижение плотности радиоактивного загрязнения. Сразу после аварии плотность радиоактивного загрязнения на территории Болховского района достигала 5 Кu/км2. Наша задача — исключить риски, связанные с поступлением радионуклидов в растениеводческую продукцию. В этом направлении проводится большая работа с сельхозтоваропроизводителями, владельцами участков. Им даются конкретные рекомендации по проведению обработки почв, внесению минеральных и органических удобрений, а также по известкованию кислых почв. — Если с радиоактивным загрязнением всё более или менее понятно, то, как сегодня обстоят дела с другой, не менее значимой для региона проблемой — сибиреязвенными скотомогильниками? В 2017 году проведено девять обследований сибиреязвенных скотомогильников. По пяти при помощи геодезического оборудования установлены координаты, границы и площадь скотомогильников. Четыре в работе. Все места захоронения биологических отходов удалены от ближайших населённых пунктов на расстоянии километра, находятся на возвышенности, и риска подтопления паводковыми водами нет. Однако должны констатировать, что данные скотомогильники не соответствуют требованиям ветеринарного законодательства Российской Федерации. Информация направлена в Орловскую природоохранную прокуратуру. При контрольно-надзорных мероприятиях, а так же при совместных мероприятиях с органами прокуратуры установлены нарушения в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами). По данным мероприятиям возбуждено 8 административных дел по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ. Приняты меры административного принуждения к устранению нарушений. Необходимо отметить, что разлагающиеся трупы животных наносят не только вред экологии, но и являются источником распространения многих особо опасных болезней, в том числе общих для человека и животных. Например, споры сибирской язвы живут в почве и остаются способными к размножению, все время наблюдения за этой бактерией, а это более 100 лет.
Докладчик: начальник Управления организационно-контрольной работы, делопроизводства и архива Кузнецовой И.А. Уважаемый Александр Алексеевич, уважаемые присутствующие! В Орловском районе проводится комплекс мероприятий, направленных на защиту прав человека на благоприятную окружающую среду.
Для Орловской области как аграрного региона значимость почвозащитных мероприятий ежегодно возрастает. Отличительной чертой региональной государственной политики Орловской области, проводимой Правительством региона, является приоритет инвестиций в природный капитал (охрана окружающей среды, рациональное природопользование). В завершение хочу процитировать народного академика Терентия Мальцева: С поля берет больше не тот, кто стремится стать сильнее природы, а тот, кто у нее учится. Именно им впервые была осуществлена безотвальная обработка почв, применимая ныне на пятой части пахотного клина нашей стран Киселева Людмила Леонидовна - доцент кафедры Ботаники, физиологии и биохимических растений ОГУ им. И.С. Тургенева: Киселева Л.Л. В год экологии и особо охраняемых природных территорий (ООПТ) не возможно не поднимать проблемные вопросы охраны растений в Орловской области. Именно в этом году прошло десять лет после первого издания Красной книги Орловской области. По Закону о Красной книге Орловской области ее должны переиздавать с периодичностью в 10 лет, и в этом году должно бы было увидеть свет второе издание этого нормативного документа. Но, к сожалению, до этого еще далеко. Администрацией Орловской области за прошедшие десять лет ни разу не было выделено средств на мониторинговые исследования объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Орловской области. Не смотря на это, преподавателями Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева накоплен большой массив данных по разным группам, как сосудистых растений, так и представителей отдела Моховидные. В течение трех лет в области проводились исследования лишайников доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником Института лесоведения РАН Мучник Евгенией Эдуардовной. Специальные исследования грибов в области были проведены кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником Ботанического института им. В.Л. Комарова Волобуевым Сергеем Викторовичем. Накопленный новый материал по растениям и грибам диктует необходимость внесения существенных изменений в список охраняемых на территории Орловской области видов, а также добавления группы редких видов лишайников. Марголин Геннадий Мотелевич - генеральный директор ЗАО "Экосити": Орловский полигон ТБО Состояние и перспективы Состояние объекта. С 1974 года орловский мусорный полигон эксплуатируется не в полном соответствии с проектными документами. При строительстве полигона не была построена дренажная система с колодцами и емкостями по сбору фильтрата, насосная станция и очистные сооружения фильтрата, отсутствует ограждение полигона, не обустроена и не соответствует нормативным требования санитарно-защитная зона полигона. Ближайшие населенные пункту находится на расстоянии от 300 м до 600 метров от тела полигона. Сам полигон размещается в городской черте г. Орла по адресу Итальянская 33.. Росприроднадзор регулярно проверяет состояние полигона и осуществление работ на нем по размещению твердых бытовых отходов(твердых коммунальных) отходов). Регулярное нарушение технологий размещения отходов и норм приводит к миграции вредных веществ в окружающую среду. Постоянному возгоранию на полигоне, угрозе прекращения функционирования полигона в результате переполнения. Поскольку эксплуатация полигона ведется без укрытия вновь привозимых отходов инертными материалами данный объект в г. орле остается местом повышенной санитарно-эпидимиологической , медицинской и социальной опасности. Все эти обстоятельства были подтверждены результатами проверок надзорных органов. Так в апреле 2014 года орловская природоохранная прокуратура обратилась с иском в суд об обязании ЗАО «ОПЭК» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства. Предметом иска были выявленные нарушения: подъездные пути к полигону находятся в ненадлежащем состоянии, разгрузка мусоровозов проводится беспорядочно, противопожарные разрывы между рабочими картами засыпаны, контроль состава поступающих отходов не обеспечивается, крупногабаритные отходы складируются беспорядочно Суд требования прокурора удовлетворил и обязал администрацию г. Орла провести работу по организации объекта для утилизации бытовых и промышленных отходов, соответствующего экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Это один из маленьких эпизодов долгой борьбы надзорных органов, экологов с административным аппаратом в части выполнения требования закона об обращении с отходами на вверенной им территории. Уже совсем недавно Общероссийская общественную организацию «Зелёный патруль» будучи в Орловской области и г. Орле по неоднократным заявления в Генеральную прокуратуру, сделал следующие заключения: Городская свалка по адресу г. орел ул. Итальянская 33 констатировали факт: Свалка разрослась так, что заняла ещё целый гектар земли Куликовского сельского поселения. Повсюду разлит тот самый химический раствор — фильтрат. Хотя он по дренажной системе должен попадать в пруды-отстойники. На нормальной свалке такого быть не должно. Там полигонный фильтрат должен собираться в емкостях, обезвреживаться, и очищенная вода должна направляться на очистные сооружения города и района«. Ситуацию, которая сейчас сложилась на мусорном полигоне, природоохранные органы называют уже не критической, а катастрофической. 30 актов по нарушениям природоохранного законодательства у нас по орловской области составлено. Особо отмечен был вопрос о размещении новго частно мусорного полигона в Балке «Непрец» Несколько миллионов лет назад наша область была под властью ледника. И в уникальном месте — в балке Непрец — сохранились реликтовые растения ещё доледникового периода. Это памятник природы. И его сохранность сейчас под большим вопросом. Сюда наступает городская свалка. К реликтовым растениям памятника природы — балки Непрец — спешат ручьи. Но в них не только вода. Как АО ЭкоСити учувствовало и участвует в решении проблем городской свалки г. Орла. 29 августа 2002 года за № 22\282-ГС вышло Постановление Орловского городского Совета Народных депутатов «О городском полигоне по захоронению бытовых и производственных отходов» первым пунктом своего Постановления тогдашний городской Совет постановил 2 разработать и утвердить программу по санации и продлению срока службы полигона на 15-20 лет" На основе этого постановления было выполнены работы по строительству дренажной канавы по периметру полигона. Первичных очистных сооружений. Пожарных водоемов. Емкостей, первичного пруда отстойника и много других мероприятий прошедших государственную экологическую экспертизу. В настоящее время вся выполненная ранее инфраструктура уничтожена. Зато мэр г. Орле В.ф. Новиков дает интервью средствам массовой информации где рассказывает об успешно проведенной инвентаризации полигоны(которого нет) и выводах отчета об инвентаризации позволяющих увеличить срок действия полигона в городской черте и рядом с населенными пунктами еще на 30 лет??? АО «ЭкоСити» к настоящему времени построила Мусороперегрузочную станцию с элементами сортировки ТБО и ПО производительностью 200 тыс. тонн в год в г. Орле по адресу ул. Итальянская 33. Станция прошла, первичные пусковые работы в 2016 году и к настоящему времени готовится выйти на рабочие режимы с проверкой исполнения работы оборудования под полной нагрузкой. Одновременно АО «ЭкоСити» Подготовила проект «Системы сбора и утилизации свалочного газа Орловского полигона ТБО и ПО» Компания вышла с предложениями к руководству субъекта Федерации и органов местного самоуправления с предложением о выполнении ряда работ предшествующих рекультивации полигона. Требованиями нормативных документов на высоконагружаемых полигонах со сроком эксплуатации не менее 5 лет допускается превышение проектной отметки на 10 %. Последний слой отходов перед закрытием полигона засыпают слоем грунта с учетом дальнейшей рекультивации. Далее следует процедура создания защитных экранов, устраиваемые по верху свалочного грунта. Это основные элементы, обеспечивающие главную природоохранную функцию, предотвращая бесконтрольный выброс в атмосферу Биогаза, обладающего парниковым эффектом. Конструкция защитных экранов представляет собой комбинацию изоляционных и фильтрующих элементов, собирающих и отводящих просачивающиеся поверхностные воды, атмосферные осадки и биогаз. Действующее природоохранное законодательство требует для таких проектов проведение государственной экологической экспертизы. Рекультивация полигона зависит от решения местных органов власти. Как мы знаем такие решения в Подмосковье были принятф Администрацией президента и руководством Минприроды волевым путем. Закрыто, к настоящему времени несколько десятков самых одиозных свалок. Уверены, в Орле не следует ждать аналогичных решений. Их следует подготовить и принять в самые короткие сроки. Генеральный директор АО ЭкоСити" Марголин Г.М.
Тезисы выступления С.П. Борзенкова — депутата Орловского областного Совета народных депутатов, председателя комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии на заседании Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области 18 октября 2017 года Уважаемые участники заседания. Орловский областной Совет народных депутатов постоянно ведет работу по формированию и совершенствованию областного природоохранного законодательства с целью защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду на территории Орловской области. Вместе с тем остается не решенным ряд проблем нормативно-правового регулирования вопросов охраны окружающей среды.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития и обеспечения экологической безопасности, подписав соответствующий указ, принял решение о проведении в 2017 году на общенациональном уровне Года экологии. Указанный План предусматривает слаженную работу органов исполнительной государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления.
Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. Благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде. Чтобы окружающая среда была благоприятной необходимо сохранить, а иногда и восстановить её состояние. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Одним из видов особо охраняемых природных территорий являются национальные парки. В экскурсионной деятельности Полесья самой востребованной является обзорная экскурсия по Парку, которая проводится в течение всего года. За 4 часа посетители узнают об истории создания национального парка, целях и задачах его деятельности, уникальном животном и растительном мире, историческом прошлом, традициях и легендах. Эта экскурсия предусматривает посещение древнейшего на Орловщине городища в урочище Кудеярова гора, церкви Святой Живоначальной Троицы в с. Льгов, литературно-краеведческого музея «Тургеневское полесье» в с. Ильинское, Святого источника, который дарит людям целебную воду уже более трех столетий. Уникальным направлением экологического туризма в Орловском полесье являются тематические экскурсии на зубриную подкормочную площадку в зимний период. Экскурсанты могут понаблюдать диких зубров с небольшого расстояния в их естественной среде обитания, познакомиться с биологией и экологией редкого вида, занесенного в Красные книги различных уровней. Кроме того, в рамках действия фототура «На встречу с зубром» у посетителей есть возможность фото- и видеосъемки, как со смотровой площадки, так и из скрадков, установленных в местах подкормки. Большой популярностью у посетителей пользуются экологические тропы, предназначенные для проведения познавательных экскурсий среди всех категорий населения. По обустроенным маршрутам можно ходить как в сопровождении экскурсовода Парка, так и самостоятельно. Одним из самых крупных объектов инфраструктуры в национальном парке является визит-центр. Это место, где посетители получают информацию об охраняемой природной территории, а также сопутствующие рекреационные услуги. После запуска данного объекта появятся возможности для экологического просвещения и туризма уже не на региональном, а на международном уровне. Несмотря на то, что помещение было сдано в эксплуатацию в 2016 г. и еще находится на этапе создания современных экспозиций, здесь уже проводятся постоянные и временные экспозиции, природоохранные мероприятия и акции, организуется показ фильмов о природе для туристов. Посетитель может получить квалифицированную консультацию по поводу основных достопримечательностей имеющихся на ООПТ, записаться на экскурсию, в сувенирной лавке приобрести буклеты, карты и другую продукцию с символикой национального парка. В будущем планируется оборудование экспозиций, посвященных физико-географическим условиям, растительному и животному миру края. Особое внимание будет уделено теме европейского зубра. Таким образом, «Орловское полесье» на современном этапе своего развития достигло существенных результатов. Эффективно выполняя свои текущие задачи и перспективные планы, по оценкам специалистов, национальный парк является одним из успешных в системе особо охраняемых природных территорий РФ и реализует право граждан на благоприятную окружающую среду в полной мере. Переверзева Елена Николаевна - начальник отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области: Обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности. Назад
|